Внедрение системы «Гермес» началось в 2016 году. Одной из главных задач на тот момент была разработка чек-листа, по которому предстояло проводить мониторинг. Чек-лист состоял из четырех разделов:
- Гостеприимство. В нем учитывалось соответствие униформы и в целом внешнего вида заправщиков и кассиров АЗС стандарту и четкость коммуникации с посетителями – приветствие, активное предложение товаров, благодарность за посещение.
- Безопасность. Этот блок закрывал вопросы, связанные с обеспечением безопасности: есть ли у продавца под рукой мобильный телефон, стоит ли продавец за кассой, когда в магазин зашел клиент, и так далее.
- Fraud prevention (профилактика мошенничества). В этот раздел включены все параметры, по которым можно отследить мошеннические действия, связанные с кассовыми махинациями, программой лояльности и др.
- Активное продвижение товаров. Ежедневно на АЗС Shell проводятся акции в поддержку того или иного товара или товарной категории. Это может быть топливный маркетинг (продвижение фирменного бензина), скидки на напитки или продукты в кафе, поддержка новинки. Задача продавца – четко сообщить клиенту об акции и рассказать об ее условиях.
В момент постановки технического задания компании удалось другими глазами посмотреть на свой чек-лист, переформулировать и даже отказаться от отслеживания некоторых параметров. Например, по некоторым позициям, как оказалось, у Shell не было четкой системы оценки. Компания отмечала выполнение задачи как «хорошее» или «плохое», причем оценка зависела от личного мнения проверяющего.
Чтобы формировать статистику, а не рассматривать индивидуально каждую точку, требовался список критериев/вопросов, на которые можно было бы дать однозначный ответ – «да» или «нет». К примеру, однозначным может быть ответ на вопросы «Было ли приветствие?», «Предложили ли клиенту фирменное топливо?», «Был ли продавец у кассы, когда зашел посетитель?». На базе таких вопросов в итоге и сформировался чек-лист. А вот вопрос «Чисто ли в магазине?» из опросника пришлось убрать. Вместо него в нем появился вопрос «Была ли уборка с 12-00 до 13-00».
Всего в чек-листе Shell более 200 вопросов. Одномоментно ведется проверка по 40 вопросам.